Что издано

Каталожный номер GEO 086 CD
Формат CD
Упаковка Digipak,буклет 24 стр.
Дата релиза 21 декабря 2014 г.

Восточный синдром
"С ключами на носу"

«С ключами на носу» - второй альбом легендарной магаданской группы Восточный синдром - записан в студии рок-клуба города Магадан в сентябре 1988 года. Альбом широко не распространялся, не имел оригинальной обложки, превышал по продолжительности стандартную сторону магнитофонной катушки, что спровоцировало хождение в среде фанатов разных вариантов трек-листа.
Восточный синдром был отмечен на конкурсе журнала «Аврора», который в 1989 году проводил писатель Александр «Рок-дилетант» Житинский. После итогового фестиваля на Елагингом острове продюсер Андрей Тропилло и журналист Андрей Бурлака, впечатлённые увиденным, выступили инициаторами официального выпуска альбома. На ФГЗ «Мелодия» тогда работал знаменитый рокер Юрий Морозов, который предложил переписать часть фонограммы. Результатом сессии, проходившей в московской студии SNC, стали композиции, две из которых («Скольжение» и «Китай»), были выпущены на восьмом диске мелодиевской «Сигнальной серии пластинок». На этом диске песни были сопровождены обложкой, нарисованной проживающим в Киеве художником Юрием Тугушевым. Альбом же тогда так и не был выпущен и вышел уже только на CD-R - в США на лейбле Trail Records (2010) в сокращённом (по сравнению с оригинальной фонограммой) варианте и с бонусными композициями, отличными от современного релиза.
В процессе работы над изданием художник Ю.Тугушев передал «ГЕОМЕТРИИ» оригинальную обложку, в итоге «С ключами на носу» впервые издан полностью, с оригинальным звуком, обложкой, новым мастерингом и четырьмя дополнительными треками.

“Альбом "С ключами на носу" заметно отличался от своего предшественника («Студия 13») - и большим стилевым единством, и атонально-постпанковым вокалом” (Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Энциклопедия "Кто есть кто в советском роке").
«…большой потенциал этой интереснейшей группы, совмещавшей в своем творчестве самобытное прочтение пост-панка и «русскую» психоделику, остался не раскрытым… «С ключами на носу» получился весьма сильной и цельной работой на стыке гитарной «новой волны», психоделии и прогрессив-рока» (музыкальный критик, кандидат искусствоведения Елена Савицкая для журнала In Rock).

Константин Битюков - гитара, вокал, тенор-саксофон
Александр Пономарёв - гитара, вокал
Владимир Бовыкин - бас-гитара, альт-саксофон
Олег Волков - (Миссия: Антициклон) - барабаны, тамбурин

Звук: Дмитрий Чехов

* - треки 10-13 записаны летом 1990 года в студии SNC (Москва)

Константин Битюков - гитара, вокал, тенор-саксофон
Александр Пономарёв - гитара, вокал
Юрий Хатенко - бас-гитара
Владимир Бовыкин - альт-саксофон
Александр Симдянов - барабаны, валторна

Звукорежиссёр: Сергей Соловьёв

Использованы записи из архивов Артемия Троицкого и Сергея Возчикова

Песни 10, 13 впервые опубликованы на виниле фирмой "Мелодия" в "Сигнальной серии пластинок № 8" в 1991 году

Песни: Константин Битюков + Восточный синдром

Оригинальное оформление: Юрий Тугушев (1990)
Фото: Андрей Усов, Юрий Тугушев и из архива журнала "Штучка"
В оформлении использована рецензия Петра Сытенкова из журнала "Аврора" № 10, 89
Дизайн: Александр Яковлев

Реставрация записей и мастеринг: Евгений Гапеев

© ℗ 2014  Г∑ОМЕТРИЯ®     © 1988, 1990 Восточный синдром

Мнения
Второй альбом магаданской группы (1988) - именно с этой программой она понравились на конкурсе питерского журнала «Аврора». Группа раскованно смешивает post-new-wave, progressive и психоделию. На альбоме царит вывернутая ритмичность и авангардная мелодичность, музыкальный ум и эрудиция.Cреди ...
Рецензия от "Контрабанда"
Восточный синдром "С ключами на носу"
Второй альбом магаданской группы (1988) - именно с этой программой она понравились на конкурсе питерского журнала «Аврора». Группа раскованно смешивает post-new-wave, progressive и психоделию. На альбоме царит вывернутая ритмичность и авангардная мелодичность, музыкальный ум и эрудиция.

Cреди активно помогавших тогда «Синдрому» питерские рок-деятели Александр «Рок-дилетант» Житинский, Андрей Тропилло, Андрей Бурлака и Юрий Морозов. Вскоре после выхода альбома, страна изменилась, пришел дикий капитализм, для продвинутого рока места было немного. Группа осталалсь чудом для журналистов, промоутеров, фанатов и не получила глобальной популярности в стране, над которой уже вставал в полный рост чудовищный попрыгунчик раша-попса.

«Синдром» не выжил. Кто-то из музыкантов умер, не получив медицинской помощи, кто-то уехал. Гитарист Александр Пономарев живет в Питере и играет в рок-спектаклях режиссера Романа Смирнова. Альбом не просто представляет эпоху – он показывает альтернативный путь развития. Он важен именно как показатель потенциала – того, что могло вырости из отечественной рок-музыки. Возможного у нас уровня оригинальности.

Александр В. ВОЛКОВ
Контрабанда, 1 марта 2015 года

Контрабанда
«Восточный синдром» - «С ключами на носу» *** Лейбл «Геометрия» передаёт очередную весточку из прошлого, причём такую, которую в прошлом и получить-то было нельзя. Поясню. В 1988 году, когда группа «Восточный синдром» записывала в Магадане первоначальный вариант своего второго альбома, и ...
Рецензия от "InterMedia"
Восточный синдром "С ключами на носу"

«Восточный синдром» -

«С ключами на носу» ***

Лейбл «Геометрия» передаёт очередную весточку из прошлого, причём такую, которую в прошлом и получить-то было нельзя. Поясню. В 1988 году, когда группа «Восточный синдром» записывала в Магадане первоначальный вариант своего второго альбома, и даже в 1990-м, когда в Москве четыре песни с него были переписаны, услышать результаты их студийных бдений было почти невозможно. Страна была читающей, а не слушающей. Про группу писали в иллюстрированной энциклопедии «Кто есть кто в советском роке», а рецензия на пластинку была опубликована в журнале «Аврора» у рок-дилетанта Житинского - но интернета тогда не существовало и, чтобы послушать альбом, нужно было извернуться невероятным образом: найти где-то запись, магнитофон, чистую кассету, проводки и т.д. Десятки тысяч меломанов готовы были идти на такие ухищрения - но чаще всего не ради малоизвестной магаданской группы, которая даже не удосужилась доделать альбом и нарисовать для него официальную обложку. На кассеты (которые тоже приличных денег стоили) переписывалась, как правило, более актуальная и популярная музыка. Что-то достойное в результате прошло совершенно мимо внимания уважаемой публики, что-то наносное раскрутилось больше, чем заслуживало. Сейчас уже глупо, да и бесполезно, задним числом пытаться изменить ход истории, но лейблу «Геометрия» всё равно спасибо за запоздалые попытки вернуть безвозвратно ушедшее.

Для переиздания были восстановлены и ремастированы обе части записи, а также найден художник, создавший вариант обложки, который можно считать окончательным. В буклете опубликован репринт той самой рецензии из «Авроры» за подписью Бэвида Доуи. Из текста можно узнать много интересного (честно говоря, гораздо больше, чем из самого альбома, но такое восприятие, возможно, можно свалить на давнюю привычку сначала читать о музыке, а потом её слушать). Альбом «С ключами на носу» сравнивается с дебютной пластинкой «Восточного синдрома» и называется странным и экспериментальным. Не обошлось и без вывода, традиционного для рок-журналистики тех лет: «ВС» идёт в первых рядах советского рок-н-ролла, не надеясь на лёгкую популярность и быстрый успех». Кроме того, «Синдром» слегка покритиковали за отсутствие в текстах социальных тем и вообще за легкомысленное отношение к рок-поэзии.

Что же, спустя четверть века всё это воспринимается совсем иначе. Музыкальные эксперименты «Восточного синдрома» - что слышно только теперь, - ограничены скромными инструментальными и технологическими возможностями участников группы. Грубо говоря, сразу слышно, что группа из 80-х, и никакой ремастеринг не в силах исправить общее убожество звука. Там, где «цепкие гитарные аккорды создают зыбкое марево меняющихся и непонятных образов», а «брызжущие энергией фанк-аккорды» вызывали восторг Бэвида Доуи, сегодня слышится только подражание группе «АукцЫон», причём по нынешним временам довольно вялое. Забавно, что «авроровский» рецензент поругал «Восточный синдром» за асоциальность, а мне вот кажется, что с политикой они сильно перебарщивали: тут упоминаются и перестройка, и правительство, и карательная психиатрия, но все эти приметы времени идут экспериментальной музыке «ВС», примерно как корове седло.

Алексей МАЖАЕВ
InterMedia, 30 декабря 2014 года

InterMedia
Что больше всего удивляет в феномене «Восточного синдрома», так это то, какую актуальную музыку для своего времени делали эти парни в магаданской глуши в последний период истории Советской империи. Конечно, они подражали лучшим западным образцам жанра, вроде Japan или Talking Heads (именно ...
Рецензия от "Rolling Stone"
Восточный синдром "С ключами на носу"
Что больше всего удивляет в феномене «Восточного синдрома», так это то, какую актуальную музыку для своего времени делали эти парни в магаданской глуши в последний период истории Советской империи. Конечно, они подражали лучшим западным образцам жанра, вроде Japan или Talking Heads (именно эти две противоположные друг другу нью-вейв группы произвели тогда наибольшее впечатление на советских продвинутых меломанов и музыкантов), но новую эстетику эти молодые люди пропускали через свои жизни самым серьезным образом. К тому же, скопировать в ноль, как это делают сегодня, у них, как и у прочих советских групп, не получалось просто физически. В том числе и поэтому на выходе получалось что-то свое, помноженное на местную специфику — в данном случае, очень особого места на карте нашей страны (в Магадане сложилась небольшая сцена, из которой, к примеру, можно еще вспомнить «Миссию: Антициклон»).

В 1987 году «Восточный синдром» записали свой великолепный дебютный альбом «Студия-13», несколько болезненную энергетику которому придавало творческое соперничество двух авторов и фронтменов — Константина Битюкова и Андрея Неустроева. Последний был настолько же инспирирующим, насколько и деструктивным элементом — на манер Сида Барретта в Pink Floyd. И закончил он, вылетев из состава, примерно так же — о галоперидоле, которым советская карательная психиатрия разрушила здоровье музыканта, поется в композиции «Госпожа психиатр» из второго альбома «Восточного синдрома». Он был записан в 1988 году уже без Неустроева и только сейчас впервые официально издан на CD, если не считать американского лимитированного издания на CD-R, осуществленного энтузиастами русской психоделической музыки из Trail Records.

Альбом «С ключами на носу» несколько уступает дебютному, но все равно хорош и странен. В нем основополагающие влияния Japan, как в ортодоксальном «Китае» с плавающим карновским басом, спорят с «токингхедсовскими», ярче всего проявившимися в заглавной композиции. Иногда же их конфликт происходит прямо в рамках одного трека, как в «Скольжении», эстетизированном афробите с неоромантическим текстом о том, как они «скользят мимо сонных угодий», как и мимо «меняющихся правительств», спетом характерно сильвиановским вокалом. Но все оказывается еще более запущено, учитывая наличие в треках какой-то дополнительной «кривизны», которую можно обозначить как мощную дозу психоделии из другой уже оперы, вроде фри-джазовых звуков саксофона в финальном «Реквиеме незнакомцу».

Оба магнитоальбома «Восточного синдрома» произвели в свое время сильное впечатление на элитарную публику в Питере и Москве. Александр Житинский, Андрей Тропилло, Андрей Бурлака, Юрий Морозов всячески пытались поддержать коллектив, приглашая его на фестивали и планируя выпустить пластинку на «Мелодии». Из последнего, правда, ничего не вышло, но четыре композиции альбома были переписаны в столичной студии в 1990 году — сейчас они идут бонусом к основному трек-листу альбома. Но время «Восточного синдрома», как и всей нашей «новой волны», уже подходило к концу вместе с самим Советским Союзом — в новую действительность вписались не все. Несмотря на некоторые попытки камбэка, лидер группы Константин Битюков, романтик и визионер, в дальнейшем вел в основном замкнутую жизнь, работал почтальоном, и умер в Москве 2004 году.

Андрей БУХАРИН
Rolling Stone, 13 января 2015 года

Rolling Stone
Помню, как в конце 80-х годов прошлого уже века в журнале "Парус" возникла целая полемика вокруг предложенной одним автором магистральной линии советского рока: "Машина времени" — "Аквариум" — "Наутилус Помпилиус". Без оценок и самой идеи, и её версии, интересно, насколько реальна некая ...
Рецензия от "Завтра"
Восточный синдром "С ключами на носу"
Помню, как в конце 80-х годов прошлого уже века в журнале "Парус" возникла целая полемика вокруг предложенной одним автором магистральной линии советского рока: "Машина времени" — "Аквариум" — "Наутилус Помпилиус". Без оценок и самой идеи, и её версии, интересно, насколько реальна некая альтернативная, параллельная история (даже истории) отечественного рока, максимально далёкая от тогдашнего официоза, и по сей день во многом определяющего облик тогдашней сцены. При этом даже люди, предельно далёкие от позднесоветского рока, порой готовы делать исключения для групп, которые привлекали как минимум своим необычным, небанальным мышлением. Неслучайно, что pаглядывавшие полюбопытствовать в Союз иноземцы равнодушно воспринимали пафос перестроечного рока, зато Питер Гэбриэл заинтересовался "Нюансом", а Брайан Ино продюсировал "Звуки Му".
И ориентировались такие группы на актуальный мировой контекст — "новая волна" была им открыта не только для откровенных заимствований. А сегодня за счёт своей творческой полнокровности и социальной неангажированности эта музыка звучит совсем не только в формате "архив". Тем более, некоторые альбомы, как, собственно, и "С ключами на носу" — фактически полноценно издаются впервые.
Удивительно, но дальневосточный Магадан — своеобразная музыкальная столица. По части посвящений — от "Ванинского порта", новиковских "Ожерелий Магадана", высоцкой "Мой друг уехал в Магадан" и до шлягеров Круга, Ветлицкой и Васи Обломова. "А в Магаданской области на сопке стоит олень", — пела группа "Огонь" в середине 90‑х. В начале 70-х в тамошних ресторанах работал Шуфутинский, а через двадцать лет в Магадане начинали свой путь "Ночные снайперы".
И рок-сцена в Магадане была харизматичной и стильной. Самый знаменитый, и по сей день существующий проект "Миссия: антициклон", "Доктор Тик", позднее перебазировавшийся во Владивосток, наконец, "Восточный синдром", просуществовавший несколько лет на рубеже 80-х—90-х и растворившийся во времени и пространстве, после успешных гастролей, лауреатств и очереди видных рок-деятелей, готовых оказывать группе покровительство. Но, увы, в новую эпоху "Восточный синдром" со своей сложной, умной, эксцентричной (порой, конечно, не без самовлюблённости и искусственности) музыкой уже не вписывался. Лидер группы Константин Битюков, после неудачных попыток реанимировать "ВС" и нескольких лет бесприютного затворничества, умер в 2004 году в Москве. Да и в музыке из восьми участников разных составов группы остались совсем немногие.
"С ключами на носу", второй альбом "Восточного синдрома", был записан в студии магаданского рок-клуба в сентябре 1988 года. По сравнению с дебютным диском "Студия 13", музыка стала более нововолновой и энергичной, тексты получили некоторые вкрапления социальных шпилек, впрочем образному ряду "Восточного синдрома" это скорее добавило сюра, нежели конъюнктуры.
Как констатировал в те годы ростовский самиздатовский журнал "Ура Бум-Бум!": "Главное достоинство творчества "ВС" — прямо осязаемая визуальность. Песни очень похожи на ожившие картины Хоана Миро, пришедшие в движение статичные безглазые фигуры Де Кирико. Это не пересказ содержания каких-то картин, но именно визуальное мышление… Музыка группы раскидывает свои сети в область не-рока Бирна и Бадда, пересекает на цыпочках вброд "теплую струю" Б. Ино. Корни поэтического дерева тянутся в творчество Хармса и Воннегута — явлению не ставится диагноз, не выносится приговор, но лишь подчеркивается его уродливость путем абсурдного смещения акцентов".
"Восточный синдром" уверенно и своеобразно колдовал над стилями, сталкивая технику и живое, расставляя для слушателя мины и ловушки, когда, условно говоря — было понятно, что творят, но не понятно как.
В своё время альбом широко не распространялся, в ходу были разные варианты трек-листа. Благодаря "геометрическим" усилиям "С ключами на носу" впервые выходит полностью, с оригинальным звуком, обложкой от художника Юрия Тугушева, новым мастерингом и четырьмя бонусными треками, записанными летом 1990 года в студии SNC.
Опрокинут кувшин
Капли янтарного масла на носочках черных туфель
Стол, окрашенный синим
На фоне жёлтых гардин в ослепительно ярком свете
Обезумев, книга порхает в эфире, круша насекомых
В несбыточное…Поезд идёт в несбыточное

Андрей СМИРНОВ
Завтра, 7 мая 2015 года

Завтра
Могли бы, но не стали«Геометрия» — это не лейбл, а машина времени. Порой релизы, которые выходят под его вывеской настолько неактуальны, что просто обязаны рассматриваться, как своего рода артефакты, представляющие в первую очередь историческую ценность, а потом уже культурную. Альбом «С ключами на ...
Рецензия от "RE:активист"
Восточный синдром "С ключами на носу"
Могли бы, но не стали

«Геометрия» — это не лейбл, а машина времени. Порой релизы, которые выходят под его вывеской настолько неактуальны, что просто обязаны рассматриваться, как своего рода артефакты, представляющие в первую очередь историческую ценность, а потом уже культурную. Альбом «С ключами на носу» группы из Магадана «Восточный синдром» — это второй релиз коллектива, выпускаемый «Геометрией». Однако, в отличие от первого, он, по сути, никогда и не видел свет. Записав в 1988 году девять песен в Магадане и перезаписав в 1990 году в Москве четыре из них, официально пластинку «Восточный синдром» так и не выпустил. Поэтому сейчас только и приходиться говорить о нереализованных возможностях группы, которая, безусловно, заслуживает внимания своей нарочитой странностью и желанием по-хорошему выделиться на фоне остальных экспериментами со звуком и тягой к «новой волне».

Звучит сейчас «С ключами на носу», несмотря на то, что с неё стряхнули пыль (сделали ремастеринг), как запись из 80-х. С этим ничего не поделаешь. И инновационный стержень, который выделял «Восточный синдром» из далёкого Магадана на фоне остальных (если не брать в расчёт «АукцЫон» и «Звуки Му») впечатляет, но только с постоянной оговоркой на годы, когда вся эта музыка игралась. Впрочем, несмотря на это, как минимум «Скольжение» и «Госпожа Психиатр», замешанная на галоперидоле, определённо могли бы стать хитами общероссийского масштаба. Могли бы, но не стали. И уже не станут.

Без сомнения то, что альбом, всё-таки, вышел — событие важное. «Геометрия» нашла художника Юрия Тугушева, который создавал обложку к альбому и он переделал оригиналы лейблу, расставила все песни в правильном порядке и не забыла включить в качестве бонусов композиции, записанные в Москве (звучат они, кстати, намного убедительнее, чем оригиналы). Теперь «Восточный синдром» определённо может найти успокоение. Его музыкальный подвиг не забыт.

Антон КОВАЛЬСКИЙ
RE:активист, 17 мая 2015 года

RE:активист
В театральной среде есть такое понятие «Эффект второго спектакля», когда после мегаудачной премьеры артисты невольно расслабляются и всё выглядит несколько вяло. Кто-то скажет, что альбом «С ключами на носу» от Восточного синдрома поразил тот же недуг и он заметно уступает дебюту «Студия ...
Рецензия от "Контрабанда (II)"
Восточный синдром "С ключами на носу"
В театральной среде есть такое понятие «Эффект второго спектакля», когда после мегаудачной премьеры артисты невольно расслабляются и всё выглядит несколько вяло. Кто-то скажет, что альбом «С ключами на носу» от Восточного синдрома поразил тот же недуг и он заметно уступает дебюту «Студия 13». Мне же, напротив, он кажется более цельным, взрослым и стилистически выверенным. Хотя и с правильной чертовщинкой. К тому же, добавленные бонус-треки, вытянутый саунд добавляют ситуации плюсов. Хотя, в данном случае удивительно, что этот опус вообще не пропал на просторах страны и дошёл до слушателя десятых.
«С ключами на носу» был записан в студии рок-клуба Магадана в 1988-м. Как было принято в те годы, на обычную бобину. Планов и творческой потенции у Битюкова сотоварищи было вдоволь, потому исходный материал оказался куда масштабнее стандартного, если так можно выразиться, релиза. С учетом различных саунд-гарниров одних и тех же песен бывшая в те годы у рецензентов бобина оказалась забита под завязку.
Жалко, вот качество записи (ни в коем случае не исполнения) оставляло желать лучшего. Но это было только начало: разошедшаяся потихонечку по СССР эта запись появлялась из разных источников под различными названиями и с разным трек-листом. Но без обложки! Отдельные номера были представлены ну в очень неоднозначных вариантах. И ещё: бобины у народа были более-менее одинаковые, но вот магнитофоны разнились. И потому порой кустарные магнитоальбомы получались порой почти неслушабельными. А отдельные вещи и вовсе осыпались. Для официального релиза альбом удалось восстановить путём титанического мастеринга - спасибо звукоинженеру Жене Гапееву, хотя что-то и сгинуло.
Восточный Синдром - это команда людей творческих, но не сильно деловых. Можно считать чудом, что стараниями таких столпов андеграунда, как Александр «Рок-дилетант» Житинский, Андрей Тропилло, Андрей Бурлака, Юрий Морозов это роскошество было сохранено. И даже вышли две песни («Скольжение» и «Китай») на сборнике «Сигнальной серии пластинок № 8» на ленинградском отделении «Мелодии». 
Вариант альбома от «ГЕОМЕТРИИ» с четырьмя бонусами и обложкой, засвеченной на том, давнем сборнике теперь можно считать «оригинальным». Практически чудом был разыскан автор кавера, проживающий в Киеве, художник Юрий Тугушев. Кстати, архивные фотки на буклете тоже греют душу.
Неожиданно позитивный, но с закрученной энергетикой опенер «Скольжение», ярчайший пример текстовых озарений «ГВСЯСН», безумный, но мягкий фанк «К реке», стилистически революционная «Сейсмо», на которых трогательно сохранён оригинальный саунд . Бонус-треки по звучанию куда модерновее и ярче, так ведь и писались они на других студийных «мощностях». 
Да и вообще бонусами их назвать не получается - чисто номинально, хотя они и дублируют оригиналы. «Госпожа Психиатр (Бред)» - атмосферная гитара и признание в любви лоботомии, магическая, а-ля Дэвид Бирн версия «ГВСЯСН» - да здравствует афробит. И финал, - «Китай» - в духе раннего Сильвиана. Что логично. И опять же гитары, гитары… А в чём же горе-то? Представьте, что из уникального материала представить удалось не всё, хотя хорошо, что удалось сохранить и это.

Александр КУТИНОВ
Контрабанда, 5 апреля 2017 года
Контрабанда (II)
Трек лист:
CD
01 Скольжение
02 Сейсмо
03 ГВСЯСН
04 Госпожа Психиатр (Бред)
05 Китай
06 СКНН
07 К реке
08 С миссией в Москву
09 Реквием незнакомцу
10 Скольжение*
11 Госпожа Психиатр (Бред)*
12 ГВСЯСН*
13 Китай*
Фото