Каталожный номер | GEO 126-127 CD |
Формат | 2CD |
Упаковка | Digibook |
Дата релиза | 20 октября 2022 |
Запись: Александр Докшин
Дополнительная запись, постпродакшн и сведение: Николай Бичан, Bichan Music Production
Мастеринг: Юрий Щербаков
Исполнительный продюсер: Дмитрий Озерский
Рекорд продюсер: Николай Бичан
Иллюстрации: Артур Молев
Вёрстка: Инга Цветкова
Фото: Виктор Сафрошин, Владимир Филиппов
Дизайн и вёрстка: Александр С. Волков
Автор и продюсер серии "ГОЛОС ПОЭТА": Павел Кострикин
© Дмитрий Озерский
© Артур Молев
© ℗ ОРКиКО, 2022
© ℗ ГЕОМЕТРИЯ, 2022 /www.geometry.su/
Альбомом группы ОРКиКО «Суп» «ГЕОМЕТРИЯ» продолжает серию изданий «Голос Поэта». Релиз издаётся в формате диджибука, в который включены одноимённая книга лидера проекта, автора текстов группы АукцЫон Дмитрия Озерского с эксклюзивными авангардными иллюстрациями Артура Молева и два CD со студийной записью программы. Автором оформления издания стал известный дизайнер и продюсер Александр С. Волков.
По рассказу участников проекта, ОРКиКО появился случайно. Переводчик Андреас Третнер (переводил на немецкий язык Пелевина, Сорокина и т.д.), работая над стихами Озерского из детской книги «Там, где…», предложил Дмитрию почитать стихи на русском параллельно с его чтением переводов. Озерский (клавишные, труба) пригласил для оформления, раскрытия этого процесса других музыкантов «Ы» - Николая Рубанова (саксофон) и Михаила Коловского (туба). Так сложился проект ОРК (Озерский, Рубанов, Коловский). А в 2017 году бэнд прирос гитаристом, композитором, аранжировщиком и саундпродюсером Николаем Бичаном (SoHm Project, Bichan Orchestra) и перкуссионистом Олегом Шарром (Аквариум, Оберманекен, Оле Лукойе, Welcome to the Club), которые составили «КО» (Коля и Олег). На концертах вместо Шарра несколько раз играл Джон Кукарямба, а вместо Николая Рубанова - Сергей Летов.
Целью и концепцией проекта является донесение энергии звуков, а не логики букв, настроений, а не смыслов. Некоторые тексты - «Мотыльки», «Пропал» - уже стали хитами с музыкой авторства лидера АукцЫона Леонида Фёдорова. Однако у Озерского они оказались даже трагичнее и жёстче известных версий.
Альбом «Суп» записывался с минимальным количеством наложений, студийный вариант импровизационной музыки ОРКиКО не принципиально отличается от концертного. При этом музыка звучит как ироничный и виртуозный микс захватывающих риффов, жёсткого фри и авангардного психоделического spoken word, гипнотическая, энергетически насыщенная смесь джаза, рока и хтоничесского индастриала.
Также в серии «Голос Поэта» выпущен альбом Алексея Хвостенко «Скорпион». Идея серии принадлежит создателю издательства «ГЕОМЕТРИЯ» Павлу Кострикину (R.I.P.).
Как известно, суп – блюдо универсальное, и настоящий «Суп» - не исключение. Поэтому к современному формату «быстросупов» отношения не имеет: блюдо изысканное и непростое.
Кто думал днём про свет звезды,
Забыл и вкус, и цвет воды.
Кто шёл дорогой в никуда,
Тот стал прозрачным, как вода
Продолжение примечательной серии «Голос поэта», которая некогда была открыта диском Алексея Хвостенко «Скорпион». Логично, что теперь «Геометрия» обратилась к главному поэту «озёрской школы», ведущему текстовику и клавишнику «Аукцыона» Дмитрию Озерскому.
ОРКиКО, помимо Озерского, создали два штатных духовика АукцЫона – Николай Рубанов (саксофон) и Михаил Коловский (туба), так получился ОРК. Далее к трио присоединились гитарист, аранжировщик Николай Бичан и перкуссионист Олег Шарр, составившие КО. С учётом вариаций концертных составов - супергруппа. Проект можно смело включить в «семью АукцЫона, но даже несмотря на музыкальные пересечения, на то, что некоторые тексты известны по фёдоровско-аукцыоновским пластинкам, это самостоятельная и самодостаточная история.
Релиз издан в роскошном формате диджибука – это целая книга произведений Озерского с иллюстрациями Артура Молева и два CD, программа довольно значительна по объёму, почти полтора часа. Можно читать, слушать, смотреть, даже медитировать (улыбка).
Как известно, суп – блюдо универсальное, и настоящий «Суп» - не исключение. Поэтому к современному формату «быстросупов» отношения не имеет: блюдо изысканное и непростое.
Кстати, некогда на Руси супом называли коршуна, отсюда слово — «насупиться». И некоторая сумрачность пластинки с этим определением вполне сочетается.
Самое лучшее определение для «Супа» - спектакль. Музыканты настаивают, что и проект, и пластинка – дело стихийное, но надо признать, что стихийность они смогли хорошо обуздать. Или точнее - вошли в резонанс со стихиями, заключили «договор о сотрудничестве». Во время живого выступления на сцене царит очаровательная, но контролируемая вакханалия, Озерский - убедительный фронтмен, затягивающий публику в свою игру. Стилистически тут наблюдается привлекательное разнообразие – тут тебе и современный джаз, и прогрессив, и электроника, и индастриал.
«Целью и концепцией проекта является донесение энергии звуков, а не логики букв, настроений, а не смыслов», - декларируют «орки».
Аукцыоновское исследование границ музыки здесь усиливается выходом на границы слова. Поэтика словно звуковой карнавал, без погони за смыслами, хотя они и возникают сами по себе, причём именно за счёт отказа от содержательного «накопления». Удивительным образом, это работает и на любителей искать в строках скрытый смысл, и на тех, кто предпочитает невербальный эффект, не вдаваясь в услышанное.
Тексты Озерского – это очевидное наследование поэтам-заумникам, это уход к праязыку. Но в мире, где многие люди, особенно публичные, убеждены, что из любых слов обязательно получаются мысли, порой стоит основательно оглянуться назад.
«Дело не в том, что человек владеет словом. Им владеет и попугай. Но в этом слове нет внутреннего слова. Дело не в том, что человек умеет говорить, хотя это и важно. Уметь говорить – не значит мыслить. В конце концов, язык сегодня обнаружен везде, где обнаружена жизнь. Суть дела в том, что изначальное слово не имеет никакого отношения к языку. Это некое внеязыковое существо, в котором соединились воображаемое и реальное. Слово и есть это соединение, обозначенное предметами», - Фёдор Гиренок.
На представлении диска не удержался и спросил про название – не учитывали ли «оркское» содержание. Музыканты посмеялись, признали вынужденность изначального «ОРК», ибо «РОК»-аббревиатура их не вдохновляла. Между прочим, Орк – это ещё и одно из имён Плутона, римского бога подземного мира. Но «оркам» это без надобности: они потустороннее видят в быту, обходясь без назойливой мистики. ОРКиКО умудрились создать парадоксальный мир - хаотичный, но в то же время довольно уютный, почти домашний.
Я стал как дерево высок,
И бесконечен, как песок.
Подобен Солнцу и Луне!
И что-то движется во мне.
Андрей СМИРНОВ
ЗАВТРА
Альбом предметно показывает, зачем нужны сайд-проекты и как интересно и красиво может развиваться рок-авангард.
Первый человек, у которого довелось увидеть этот альбом, его… нюхал! Удивление прошло быстро – все книголюбы знают магию запаха типографской краски недавно вышедшего тома. Альбом выпущен как хорошая книга. В него включены напечатанные на хорошей бумаге стихи лидера ОРКиКО Дмитрия Озерского, автора текстов группы АукцЫон, и два CD. Серия, в которой вышло издание, «Голос поэта» – соответствует романтичному и позитивному настроению альбома. Можно сказать, даже литературоцентричному. Озерский – удивительный поэт, его стихи соединяют фантасмагорию и детскую непосредственность, они психоделичны и романтичны одновременно. При этом проект позиционируется как рок-авангардный.
Группа ОРКиКО сложилась, когда Андреас Третнер – переводчик Пелевина и Сорокина, работавший над переложением на немецкий стихов Озерского из детской книги «Там, где…», позвал Дмитрия почитать свои произведения вслух, чтобы поймать их дух и ритм. Поэт, играющий в АукцЫоне на клавишных и трубе, позвал других музыкантов «Ы» – саксофониста Николая Рубанова и тубиста Михаила Коловского – подыграть во время чтения. Получилось цельное и тонкое выступление, образовалось трио, к которому со временем присоединились гитарист Николай Бичан и перкуссионист Олег Шарр.
В том, что делает группа, нет ничего резкого и злого, хотя духовые бывают неспокойны. Рубанов с Коловским срываются в фри-импровизации, но получается разговор о чём-то большем, появляется ощущение большой поэзии – музыка помогает стихам. Постоянная краска – ирония, среди её носителей и художник Артур Молев, создатель психоделичных иллюстраций, включённых в книгу. Показателен трек «Гордость», когда высокопарная читка банальностей Озерским сопровождается выкриками, странными звуками, которые издает Рубанов. Эта импровизация a cappella оттеняет, подчеркивает словесные обороты. Удивительна светлая и печальная вещь «Мы уходим…». Запомнились волшебные образы – «Солнечный волк», «Луна упала на песок…». Трудно пропустить апокалиптический трек «Вороны». Особая тема – композиции «Мотыльки» и «Пропал», уже ставшие альтернативными хитами в исполнении АукцЫона и Леонида Фёдорова. Но то, что делает Озерский, не обмен с группой взаимными кавер-версиями – это разные энергетически произведения, сделанные в близкой эстетике. Конкуренции в этой области нет, проекты заняли параллельные, но разные ниши.
Стиль, в котором работает ОРКиКО, можно определить как фри-мелодекламация. Она позволяет подпевать, интонировать, точно расставлять акценты, выделять смыслы. Этот жанр, кажется, может существовать лишь при фоновом, подчинённом тексту сопровождении. Но музыканты «Ы» не стесняются бурных инструментальных высказываний, а голос Озерского словно и не замечает этого, не форсируется, его отлично слышно. Это свидетельствует и о чуткости импровизаторов, и о продуманности вроде бы спонтанных аранжировок. Альбом же в результате предметно показывает, зачем нужны сайд-проекты и как интересно и красиво может развиваться рок-авангард.
Ввиду того, что музыкальная журналистика в наши дни практически снизошла на нет, участники ОРКиКО пошли по пути сопротивления и попросили своих знакомых написать рецензии на "Суп", не дожидаясь реакции на альбом от официальных масс-медиа. Одним из любезно откликнувших на просьбу оказался ...
На первый взгляд может показаться, что ОРКиКО — сайд-проект АукцЫона. Особенно учитывая, что первые три буквы в названии — это фамилии его давних участников: Дмитрия Озерского, Николая Рубанова и Михаила Коловского. Но это не так, и КО присутствуют здесь не «за компанию». Коля Бичан и Олег Шарр — самостоятельные творческие единицы со своим взглядом, подходом и богатой историей. Перкуссионист Шарр обеспечивал ударную мощь группам в диапазоне от Адаптации до Аквариума. Композитор и мультиинструменталист Бичан — вообще человек-оркестр (его сольный проект так и называется Bichan Orchestra), одинаково свободно чувствующий себя на территории как эмбиента, так и панк-авангарда, и ставший рекорд-продюсером «Супа». Их коллективные действия, объединённые в квинтет, дали эффект синергии, в которой сошлись разные, но отнюдь не разнонаправленные векторы.
Озерский — автор не только почти всех текстов Аукцыона, но и двух собственных книг, стихи из которых составили основу альбома. Его поэзия кажется простой для восприятия, она одинаково любима школьниками и литературоведами, но это лирика двойного действия. Ту же «Мы уходим прямо в даль» можно прочесть как считалку, а можно и как финальный отсчёт — из этого торжественно-дурашливого ритма, вполне в духе Эдварда Лира или «детского» творчества обэриутов, складываются одни из самых ошеломляющих в русской поэзии стихи о смерти. Или «Мы с приятелем», где сергеймихалковский зачин оборачивается космическим одиночеством. Это метафизическое мерцание, в котором соединяются быт и бытие, создаёт необходимую степень напряжения. И она отлично выдерживается и поддерживается музыкой.
«Суп» звучит очень разнообразно: фактурная электроника, джазовая импровизация и арт-рок, психоделия и дурь. И в тоже время, это очень цельная программа, в которой порядок композиций и тайминг, почти полуторачасовой, кажутся безукоризненно выверенными, подчинёнными чёткой внутренней логике и драматургии, как хорошая театральная постановка. В которой предусмотрены ещё и выходы на бис — «Судьба» и «Пропал».
Кроме того, важен сам голос Озерского — он звучит как отдельный инструмент, расставляя необходимые акценты. Его глубокий баритон то наждачно саднит на «Луне», то облетает окрестности вместе в «Мотыльками». А грандиозный сплит «Запрещено» и «Тётки» — так и вовсе шедевр авторской мелодекламации, где фонетическая заумь обретает характер откровения.
Чтобы сварить «Суп», встретились музыканты разных возрастов и школ, и результат их деятельности вполне может быть определён как гезамткунстверк. Он одновременно прост («сир и глуп») и сложен, как сама жизнь, но этим и универсален. И в том, что ОРКиКО проводит презентацию своего альбома в «Ионотеке», ставшей кузницей кадров для артистов совсем другого поколения, видится приглашающий и объединяющий жест.
Вадим ЧЕРНОВ, специально для ОРКиКО
Материал предоставил Николай Бичан
01 | Суп |
|
0:51 |
02 | Солнце |
|
5:35 |
03 | Луна |
|
13:18 |
04 | Гордость | 4:16 | |
05 | Жук. Автобиография. (Чужая) |
|
11:47 |
06 | Рыбак | 2:59 | |
07 | Запрещено |
|
3:24 |
08 | Тётка |
|
4:31 |